Обзор и сравнение видеокарт MSI NX 7800 GTX

Для организации теста нам потребовалось две видеокарты, которые и были установлены в двойной режим работы, таковыми являлись MSI NX 7800 GTX (вариация на тему NVIDIA GeForce 7800 GTX от MicroStar). В отличие от протестированной в этом же номере Gainward Ultra/3500PCX XP Golden Sample, модель от MSI является практически аналогом референсной 7800 GTX.

В плане же частот работы здесь также новшеств не наблюдается – они номинальные – 430/600 МГц для памяти и ядра соответственно. Что еще интересно – здесь в комплекте с платами и необходимым для работы набором имеется лицензионная версия игры «Хроники Ридика», которая поставляется на пяти дисках.

Технические характеристики

  • Ядро: nVidia NV47 (G70)
  • Количество пиксельных конвейеров, шт: 24
  • Шина памяти, бит: 256
  • Объем памяти, Мб: 256
  • Частота ядра, МГц: 430
  • Частота памяти, МГц: 600 (1200)
  • Тип памяти: GDDR-3
  • Латентность памяти, нс: 1.6
  • Техпроцесс ядра, мкм: 0.11
  • VIVO: есть
  • Выходы: DVI, DVI, TV-Out
  • ПО в комплекте: Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay – Developer’s Cut

Но кроме видеокарт требуется еще и правильная материнская плата, которая способна работать вкупе с ними, поддерживая нужные функции, и ей стала MSI P4N Diamond.

Интересна плата тем, что это первый продукт, рассчитанный на работу с технологией SLI на основе процессора Intel Pentuim 4 (на базе системной логики nForce 4 SLI Intel Edition). Ведь конкуренты от AMD уже довольно давно имеют (и используют) поддержку означенной технологии в своих топовых решениях.

Также особенностью является и то, что переключение из режима работы одной или двух видеокарт происходит программном через BIOS, а не при помощи специальной планки, устанавливающейся вручную. Необычным является и наличие высококачественного звукового контроллера от Creative (который устанавливается в платы Creative Sound Blaster Live! 24-bit) с аппаратной поддержкой 7.1 звукового формата.

Таким образом, получился неплохой комплект устройств от одного производителя, и теоретически он избавлен от возможных проблем с установкой или совместимостью железа.

Технология SLI

Остановимся на указанной технологии, в режиме которой работали наши карты во время тестирования. Расшифровывается аббревиатура, как Scalable Link Interface (Расширяемый Интерфейс Связи) и означает то, что несколько видео плат могут объединяться вместе для увеличения скорости обработки графики.

Данную технологию удалось реализовать благодаря выпуску новой шины PCI Express, которая сменила свою предшественницу AGP. Последняя имела лишь один слот на плате, тогда как PCI-E можно развести на несколько без видимого снижения производительности.

Суть работы видеокарт в таком режиме заключается в распределении нагрузки на два адаптера, которые объединены между собой специальным мостом (SLI-bridge). В случае такого объединения образуются два канала (примерно, так же, как и у винчестеров) – Master и Slave (ведущая и ведомая видеокарта), где в мастере образуется буфер для склеивания картинки.

Управление же ресурсами уже «зашито» в чипе, где присутствует специальный блок, отвечающий за обработку общих данных. Синхронизируются карты через переходник, а обмен данными происходит по быстрой шине.

На деле SLI может работать в двух режимах:

  1. Чередование кадров – когда каждая карта получает свой кадр для обработки – одна (Master) только нечетные, а вторая – четные (Slave). К сожалению, данный режим пока заблокирован, поэтому в нашем случае система работала по второму варианту.
  2. Разделение картинки – экран делится на две части, где каждая плата обрабатывает свою половину, а потом уже перед выводом изображения на монитор они соединяются. Здесь надо отметить, что в таком случае нагрузка может быть неоднородной, поскольку в некоторых приложениях разные части сцены могут содержать либо практически неподвижные элементы, либо, наоборот, быстроменяющиеся. Чтобы такого не происходило, специальная функция драйвера регулирует нагрузку.

В общих чертах именно таким образом и происходит обработка сцен, однако на деле все несколько сложнее, поскольку современные 3D-технологии предполагают работу с объектами, а обработка половины его является невозможной.

Установка

После установки плат в соответствующие слоты требуется соединить их мостом, который, однако, не так просто достать – с видео платами он не поставляется и в магазинах найти его сложно. Выход из ситуации один – приобретать материнскую плату, в комплекте которой присутствует нужная деталь.

После запуска системы и активирования в BIOS двойного режима работы драйвер определил наличие SLI, а в настройках появилась дополнительная вкладка с предложением его активировать и опцией отображения загрузки каждого из графических процессоров (что реализовано в качестве индикатора, устанавливающегося поверх всех окон внизу экрана). Теперь можно перейти к тестированию.

Методика тестирования

Тестовый стенд

  • Материнская плата: MSI P4N Diamond
  • Процессор: Intel Pentium 4 EE 3.73
  • Память: 4х512 Мб Corsair DDR-2 3-2-2-8
  • Кулер: Zalman CNPS7700 Cu
  • Жесткий диск: Western Digital WD200
  • Блок питания: 550 Вт FSP

В качестве драйверов использовались nVidia ForceWare 77.72. Far Cry использовался версии 1.3. Каждая игра тестировалась в двух разрешениях – 1024*768 и 1600*1200. Бенчмарки от Futuremark запускались при стандартных настройках в разрешении 1024*768. Даже для одиночной карты класса GeForce 7800 GTX стандартные режимы игры будут всего лишь закуской, а при включении в SLI и подавно, вся производительность упирается в CPU. Антиалайстинг включался уровня 4х, а анизотропная фильтрация 16х.

Оценка результатов

Да, на деле в таком режиме работы мы получили одно из самых производительных решений обработки 3D-графики в домашних условиях на данный момент, однако на этот один значительный плюс приходится множество минусов, о которых расскажем по порядку чуть ниже. Получившиеся же результаты работы в разных тестовых приложениях и играх смотри на приложенных диаграммах.

Для работы кроме поддержки технологии железом (во-первых, материнской платой, где требуется наличие двух PCI-E слотов и поддержка SLI, а во-вторых, самими видеокартами, которые, кстати, должны быть полностью идентичными) также требуется поддержка и на программном уровне (в драйвере).

То есть если приложение не обозначено производителем (!) в настройках SLI, то прироста никакого ощутить не получится (причем интересно, что драйвер ориентируется на имя запускаемого файла). Для работы двух карт в современной системе требуется мощный блок питания, способный дать достаточное количество энергии.

Комплекс занимает достаточно много места в системном блоке, а с оглядкой на повышенное тепловыделение требуется большой корпус, где будет много места и хорошая продуваемость. На данный момент потенциал полностью раскрыть не получится из-за ограничения по максимальной существующей мощности процессоров, где даже используемый нами Intel Pentium 4 EE 3.73 ГГц загружался на 100% при разрешении 1600х1200 с включенным AA и поддержкой других 3D-функций обработки.

Многие могут возразить и указать на двуядерные системы, но здесь нужно понимать, что такие процессоры дают преимущество в системах, где требуется мультипрограммная обработка данных, когда каждое приложение взаимодействует со своим процессором.

Обычные же системы не оптимизированы под такую работу (т.е. в играх будет нулевой прирост), что видно из нашего тестирования двуядерного AMD Athlon в прошлом номере. Очень высокая стоимость системы вряд ли способна порадовать: материнская плата из теста стоит порядка $250, плюс блок питания за $100, не говоря о видео платах, общая цена которых колеблется в районе $1500.

Итог

В итоге получается, что данная система пока неоправданная в домашних условиях для рядового пользователя, поскольку даже одна видеокарта класса 7800 обеспечивает комфортную играбельность во всех современных играх без исключения. Порекомендовать же такой комплекс можно либо экстремальным оверклокерам, которые стремятся выжать максимум производительности из системы, либо тем, кто хочет не думать об апгрейде этой части компьютера по крайней мере еще года три

Оцените статью
GPS